Оказание услуг ненадлежащего качества
-
6 ноября 2018
Официально
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребителю, в силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, может быть предоставлена услуга по отоплению. Услуга по отоплению - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным правилам.
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе и к отоплению.
В целях обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 °С и ниже температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +20 °С, в угловых комнатах не ниже +22 °С; в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил N 354 (пункта 15 приложения N 1 к Правилам N 354).
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 98 Правил N 354).
В главе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 108 Правил N 354 в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
В указанном пункте, а также пункте 109 Правил N 354 установлена процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, а также порядок регистрации этого сообщения с указанием обязательных сведений, сообщаемых при регистрации как потребителем, так и работником аварийно-диспетчерской службы.
При этом данная процедура не является единственной для установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В пункте 104 Правил N 354 предусмотрен порядок действий исполнителя коммунальной услуги при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 Правил N 354, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом (пункт 110 (1) Правил N 354).
Акт о непредоставлении теплоснабжения или предоставлении теплоснабжения ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Период предоставления теплоснабжения ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления теплоснабжения, оформляемого в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) с момента возобновления предоставления теплоснабжения надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
С целью изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель может обратиться в претензионном порядке к исполнителю услуги.
В случае неудовлетворения исполнителем услуги требований потребителя о перерасчете за некачественную услугу в добровольном (претензионном) порядке, спор может быть разрешен только судом (ст.11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»).
В суде потребитель также вправе требовать денежной компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и зависит от степени вины нарушителя, физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, и иных заслуживающих внимание и исследуемых судом обстоятельств.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Потребители по искам, связанным с нарушением прав, в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Форма искового заявления. Скачать. Ссылка: https://vk.com/doc384261136_481535633?hash=33bb5118784e960716&dl=4a1e458779f3e6a8ae