Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Личный кабинет
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
САЙТ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА КЫZЫЛА
официальный сайт
  AAA
12+

ТУВИНСКИЕ СОКРОВИЩА В КЕМЕРОВО

  • 25 августа 2013

    ТУВИНСКИЕ СОКРОВИЩА В КЕМЕРОВО
    Шаги к столетию

    Республика Тува почти соседствует с Кузбассом, но связи регионов пока не слишком интенсивны. Объясняется это просто: прямого автомобильного пути не существует, а железную дорогу только начали строить.

    Один из аспектов древней культурной традиции представлен на выставке «Сокровища времен» в Кемеровском областном музее. Камнерезное искусство (чонар-даш) принадлежит к самым известным тувинским народным промыслам; многие мастера были лауреатами премий российского масштаба. Фигурки свои режут по большей части из местного мягкого камня агальматолита, светло-серого или бурого. Реже обращаются к серпентиниту; в отличие от популярного зеленого змеевика, принадлежащего к той же группе минералов, это черный камень с зеленоватым отливом.

    Тувинское камнерезное искусство – традиционное, приемы его выработаны давно и стали частью канона. Поэтому работы разных мастеров зачастую очень похожи; тонкие различия между ними могут разглядеть лишь специалисты-искусствоведы. Сюжеты также освящены традицией: обыкновенно это изображения животных (кони, козлы, бараны, быки, верблюды, барсы, фантастические драконы и птицы), звериные бои и сцены охоты, фигурки шаманов, сцены национальной борьбы хуреш и т. п.

    Резко выделяется из общего ряда своей гротескной и фантастической манерою творчество Юрия Ооржака; это камнерез-модернист, изображающий то кабана, похожего на чудо-юдо из сказки Петра Ершова, то козла с длиннейшими устремленными ввысь рогами. Некоторые его коллеги работают в более сдержанной манере, но выделяются нетрадиционными сюжетами: например, Сергей Одушпай изображает носорога – животное для Тувы, на первый взгляд, экзотическое, если не помнить, что шерстистые носороги когда-то были в Сибири вполне обычными зверями, наряду с мамонтами, и их окаменелые кости представлены во всяком уважающем себя краеведческом музее.

    Отметим также композицию Владимира Салчака «Юрта-коллаж»: нечто вроде филигранного венка, образованного фигурками баранов, драконов, змей, буддийской Тары («Спасительницы») в характерном головном уборе и башни-пагоды на заднем плане. Вся композиция напоминает приемы китайской живописи, где вертикальные скалы и древесные стволы сочетаются с пышными горизонтальными облаками и лиственными купами. Филигранностью отделки отличаются и некоторые предметы прикладного назначения, например, резные шахматы и ступенчатые шкатулки, опять-таки напоминающие пагоды.

    Обрамление выставки, уместившейся в нескольких стеклянных витринах, составляют фотографии. Это сцены археологических раскопок в урочище Аржаан-2, известном как Долина царей, портреты известных мастеров 1960-1970-х годов (Х.Тойбухаа, Б.Байынды, Р.Аракчаа, К.Саая и других), северные олени, верблюд, запряженный в сани, тувинское седло с национальным орнаментом, каменные бабы уйгурских и древнетюркских времен, образцы наскальных росписей.

    Словом, выставка небольшая, но емкая. Глядя на нее, убеждаешься, что искусство тувинских камнерезов не менее интересно, чем, например, знаменитые японские нецкэ, хотя гораздо менее раскручено.

    По информации Юрия ЕЛЫКАЕВА, kuzbass85.ru

    Фото Федора Баранова




Возврат к списку

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!