Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Личный кабинет
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
САЙТ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА КЫZЫЛА
официальный сайт
  AAA
12+

ДОРОГАМИ ЖИЗНИ КЫЗЫЛА

  • 19 августа 2015

    ДОРОГАМИ ЖИЗНИ КЫЗЫЛА
    Наш человек

    Водителю пассажирского автобуса муниципального унитарного предприятия «Кызылского АТП» Биче-оолу Монгун-оолу доверено обслуживать маршруты № 13 и “Вавилинский затон”. На этих самых продолжительных и пользующихся большим спросом у кызылчан рейсах опытный водитель колесит пятый год. С дорогами Кызыла его жизнь связана уже больше тридцати лет. 

    Родился Биче-оол Салчакович Монгун-оол в селе Бай-Тал Бай-Тайгинского района. В 1976 году окончил среднюю общеобразовательную бай-тальскую школу, после которой думал посвятить себя сельскому хозяйству. Прошел курс тракториста, полтора года проработал в совхозе. В 1977 году поступил в Тувинский сельскохозяйственный техникум на специальность “Механизация сельского хозяйства”. Но на втором курсе, в 1979 году, молодого Биче-оола забрали в армию. В составе ракетных войск юноша отслужил два года на просторах западной Украины, в Черновицкой области. 

    После армии доучиваться в техникуме не стал. Не хотел возвращаться к прошлому. Молодой человек смотрел вперёд, в будущее. В 1982 году вслед за своей возлюбленной Уран-кыс – будущей супругой – Биче-оол переехал в Кызыл. В городе случайно увидел объявление о наборе на курсы водителей пассажирских автотранспортных средств категории D. Почему бы и нет, тем более что трактор водить умею, подумал про себя парень и записался на курсы. Пока учился, подрабатывал слесарем в Кызылском автотранспортном предприятии. А в 1984 году, получив удостоверение, стал уже штатным водителем АТП. 

     «Боевым» товарищем Биче-оола Салчаковича вот уже много лет является пассажирский автобус марки ПАЗ с государственным номером “О784АУ”, за рулем которого на городском маршруте “№13” до левобережных дачных обществ он накручивает в день 278 километров, а в направлении “Кызыл – Вавилинский затон ” чуть меньше — 238. 

    Монгун-оол, как и все его коллеги, ежедневно дважды проходит медицинский осмотр – перед рейсом и после него. Медработник АТП проверяет в первую очередь сердечный пульс и артериальное давление. Кроме этого, два раза в год, профессиональные водители должны проходить обязательное медобследование в городской поликлинике. Также в перечне обязанностей водителей пассажирского автотранспорта ежегодный экзамен – так называемый техминимум – на знание правил дорожного движения. При всех существующих требованиях к шоферам пассажироперевозчикам, беспокойство опытного водителя вызывает недобросовестное, а местами и наглое поведение коллег, сидящих за рулем частных пассажирских “Газелей” и таксистов. Известно, что многие из них позволяют себе выехать и на встречную полосу, и на красный сигнал светофора. Такое легкомыслие непозволительно на дороге, говорит Монгун-оол: 

    — Водитель и его работодатель прежде всего должны думать о комфорте и безопасности своих клиентов, ведь в их руках находится здоровье и жизнь людей. 

    Опытный шофер видит два варианта борьбы с лихими кызылскими перевозчиками: ужесточение наказания и создание достойной конкуренции. Что касается второго, то расширение автопарка Кызылского АТП или создание частного профильного предприятия позволило бы урезонить распоясавшихся на монополии частных перевозчиков, и создало бы комфортные, главное – безопасные условия проезда для горожан. 

    С тем, что профессия водителя скучна и однообразна, Биче-оол Салчакович категорически не согласен. Свою профессию считает делом полезным, нужным и в чем-то романтичным. Раньше, совершая рейсы в районы Тувы, он частенько пересекался с интересными людьми, встречал старых приятелей, одноклассников, навещал своих родственников. Общаясь с множеством людей из разных уголков республики, видел, чем живет глубинка Тувы, в чем ее проблемы и перспективы. Сегодня, нарезая круги на столичных дорогах, водитель в курсе всех городских новостей. Так, горожане любят посудачить о стоимости бензина и продуктов питания. Также в рейтинге наиболее обсуждаемых тем жителей Кызыла – изменения размеров социальных выплат и новости из строительной сферы: что и где строится или реконструируется. 

    Попадает шофер и в неприятные истории, которые оставляют осадок в душе: 

    — В последнее время, если что-то запоминающееся и происходит во время рейса, так это скандалы или дебоши, которые устраивают пьяные пассажиры. Не впускать их в автобус не могу: не оставлять же человека в сорокоградусную жару или такой же силы мороз на дороге. Только вот благодарности от таких не дождешься. Больше того, могут разбить окна автобуса, двери поломать. Не говоря уже об оскорблениях в свой адрес. Бытовая культура наших горожан, к сожалению, оставляет желать лучшего. По мне, так я считаю, что все мы каждую минуту должны думать о том, не приносим ли своим поведением вреда другим, не подаем ли плохой пример детям, не губим ли свое здоровье. Порядок — вот залог благополучия. 

    Однако, несмотря на издержки профессии Биче-оол Салчакович любит свою работу. И не торопится уходить на заслуженный отдых, хотя в этом году официально получил статус пенсионера по возрасту и звание “Ветеран труда”. Каждый день его ждут дороги Кызыла. 

    Виктория САЛЧАК




Возврат к списку

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!