Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Личный кабинет
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
САЙТ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА КЫZЫЛА
официальный сайт
  AAA
12+

В ШКОЛЕ №8 ПРОШЛИ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

  • 6 января 2016

    В ШКОЛЕ №8 ПРОШЛИ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
    Праздники

    Накануне главного праздника православных  – Рождества Христова в школе №8 Кызыла прошли рождественские посиделки. Дети под руководством  педагога дополнительного образования Ларисы Чанзан-оол провели обряды, которые издревле соблюдали верующие  в преддверие празднества.

    Собравшимся на познавательное представление учащимся 5-7 классов  Лариса Михайловна рассказала, что день перед наступлением Рождества – Рождественский сочельник верующие проводят в усиленном приготовлении к празднику, который согласно поверью, наступает с появлением на небе необычной звезды.   Эта звезда, согласно  евангельскому преданию, привела волхвов, восточных мудрецов-язычников к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской. Педагог предложила детям собрать из пазлов фигурки Вифлеемской звезды. Известие  о появлении на свет любимого сына Бога первыми до людей, а именно пастухов, донесли ангелы, чьи фигурки педагог и ребята смастерили из бумаги по специальным трафаретам.

    Лариса Чанзан-оол напомнила, что у православных христиан принято Сочельник – ночь перед Рождеством – проводить в храме за молитвами.  Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило –  тщательно убирали дом – скоблили полы, натирали до блеска кастрюли-сковородки, чистили столовое серебро. Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, символизирующими вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель, связана с образом райского дерева, изобилующего плодами. Традиционные рождественские цвета –  красный и зеленый, а излюбленная символика праздника – ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда.

     Педагог рассказала, что с Рождества начинаются Святки, то есть дни прославления Христа, которые продолжаются до Крещения – 19 января. В это время было принято колядовать – ряженые, в основном дети и молодежь, ходили по домам и пели славословия Христу или колядки-пожелания, в награду получая всякую снедь и сласти. Учитель предложила детям инсценировать колядки. Ученик 6 «В» класса Алеша Денисов выступил в роли колядующего, ряженого в медведя, который выполнял задания – изображал те или иные действия – ради потехи.  С испытанием мальчик справился, - всем было смешно. Далее учитель предложила собравшимся спеть колядки-пожелания, которые адресовались хозяевам дома. В роли хозяйки выступила директор школы Лариса Андалаева. Стихотворные пожелания исполнялись нараспев, в ответ хозяин должен был вознаградить гостей. Постучав в дом, колядующие говорили: «Коляда, коляда, пришла коляда – накануне Рождества!». В своих песенных пожеланиях гости обычно желали хозяевам довольства, счастья, здоровья, удачи в предстоящем году.

    Когда пожелания были спеты, а все гостинцы розданы, Лариса Михайловна предложила собравшимся детям изготовить свои угощения – козули – пряники, которые пеклись верующими накануне Рождества.  Козу́ли или козю́ли, он же Архангельский пряник — изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Название козуля образовано от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка».

    Козули первоначально являлись национальным лакомством поморов, жителей Архангельской губернии, которые изготовляли их только на Рождество. В настоящий момент козули изготавливают в Архангельской и Мурманской областях, а также на Урале. Козуль также принято считать разновидностью пряников, один из обязательных компонентов рецепта был мед. Козули символизировали богатство, достаток. Самые удачные экземпляры хранились год. Детям разрешали разукрашивать пряники. Лариса Михайловна предложила ученикам разрисовать бумажные козули. Дети с воодушевлением взялись за работу, кто-то разукрашивал гуашью, кто-то фломастером, а кто-то применил в качестве кисточки палец. В итоге получились разноцветные, красочные пряники – фигурки козликов. Педагог предложила ребятам попробовать испечь козули дома и накрыть ими праздничный стол, который после 40-дневного Рождественского поста, можно было накрывать различными блюдами.  На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику –  холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали «жирную кутью» - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

    С 7 по 19 января длились святки, когда один день считался за один месяц, и считалось, как проживешь день, так проживешь весь год. А каким будет год, можно было узнать погадав. Лариса Михайловна рассказала о нескольких способах, которыми пользовались для предсказания будущего в древности, и которые используются до сих пор. Особенно гаданиями любили заниматься незамужние девушки, чтобы узнать, кто будет их суженым.

     Ведущая предложила школьникам погадать: вытащить из волшебного сундучка виточек с пророческими надписями. Предсказаний хватило почти на всех: кому-то было сказано помириться с другом, кто-то в этом году будет учиться только на «5», а кому-то бумажка предвещала получить аттестат об образовании. Результаты гадания понравились всем, поскольку сулили только хорошее.

    Активному Алеше, который проявлял живой интерес к представлению, педагог предложила попробовать еще один из методов – погадать на горящей бумаге. Для этого нужно взять большой клочок бумаги и  поджечь, дождавшись окончания горения, необходимо поднести к свету, чтобы отразилась ее тень. По отражению, по фигурам тени предсказывали, что ждет гадавшего в предстоящем году.

    Ребята с увлечением начали рассматривать тень от клочка бумаги, сожжённой Алешой. По мнению большинства тень  напоминала гору, все сошлись во мнению, что это сулить юноше удачу, и означает, что его дела пойдут в гору. Нашлись и такие, кто растолковал этот знак как символ предстоящих путешествий. Так или иначе, все были в восторге от эксперимента и говорили, что обязательно попробуют его повторить.

    Ученице 6 «А» класса Олесе Феоктистовой особенно понравилось гадание и изготовление пряников, которые она обязательно испечет дома:

    - Из этого занятия я узнала очень многое о праздновании Рождества, хотя наша семья всегда празднует этот праздник. Особенно понравился обычай гадать на святки. Мы с сестрой и бабушкой  тоже гадаем и печем печенье. На этот раз попробую гадать на бумаге.

    А Алеша Денисов, активно участвовавший во всем действии, рассказал, что в его семье Рождество – один из любимых праздников, когда вся семья собирается за праздничным столом. По этому случаю мама Алеши печет пирог по особенному рецепту. А гадать Алеша будет с сестрой.

    Подобные игры-представления призваны познакомить детей с традициями, культурой разных народов, способствуют сохранению традиций, а также способствуют развитию общения между ними, считает Лариса Михайловна. На основе народных традиций школьники учатся воспринимать и понимать друг друга. Помимо преподавания проектной деятельности Чанзан-оол занимается кружковой деятельностью, возглавляет творческое объединение «Истоки» на базе школы, куда ученики ходят с удовольствием.   

    Под конец мероприятия вниманию детей представили познавательный фильм о Рождестве Христове.   

    Пресс-служба мэрии Кызыла         




Возврат к списку

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!