Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Сайт органов местного самоуправления города Кызыла
официальный сайт

Установлена административная ответственность за нарушение требований о локализации персональных данных российских граждан на территории РФ

18.02.2020

Установлена административная ответственность за нарушение требований о локализации персональных данных российских граждан на территории РФ

Установлена административная ответственность за нарушение требований о локализации персональных данных российских граждан на территории РФ 

 КоАП дополнен нормами об ответственности за нарушение требования о локализации персональных данных российских граждан на территории РФ. Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 405-ФЗ статья 13.11 КоАП РФ дополнена частями 7 и 8, устанавливающими административную ответственность за невыполнение обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации. Так, со 2 декабря 2019 года за нарушение требования о локализации персональных данных грозит административный штраф. Для граждан он установлен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.; для юрлиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 млн. до 6 млн. руб. Повторное совершение данного правонарушения чревато штрафом гораздо большего размера. Данным законом внесен также ряд иных изменений в КоАП РФ. В частности, установлены повышенные размеры административных штрафов за повторное совершение административных правонарушений в области связи и информации, предусмотренных статьями 13.31, 13.35, 13.36, 13.37, 13.39 и 13.40 Кодекса. 

 Превышение максимума сверхурочных часов должно быть оплачено работодателем 

В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы (работы, выполняемой работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период) не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 19.12.2019 N 3363-О данное положение носит гарантийный характер, направлено на обеспечение реализации конституционного права на отдых, во взаимосвязи со статьей 152 данного Кодекса не предполагает ограничения оплаты сверхурочной работы в случае несоблюдения работодателем установленного указанной выше нормой правила и не может расцениваться как нарушающее права работников. Таким образом, превышение максимума сверхурочных часов должно быть оплачено работодателем.

 Конфликт интересов при заключении государственных и муниципальных контрактов - основание для признания их недействительными 

 Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одной из сфер экономики, подверженных коррупциогенным проявлениям в силу вовлечения в него значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочной деятельности обогатиться ими противоправным способом. В целях противодействия таким проявлениям заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, предусмотренные ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе). Одним из таких обязательных требований является отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе). Указанным законом определено, что под конфликтом интересов понимаются ситуации, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с: физическими лицами и ИП – участниками закупки; выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки; единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.); членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества; руководителем учреждения или унитарного предприятия; иными органами управления юридических лиц – участников закупки. При обнаружении конфликта интересов заказчик обязан отказать в заключении контракта. Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожной сделкой, так как нарушает прямо установленный законодательный запрет и посягает на публичные интересы. Соблюдение требований законодательства в указанной части при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позволит избежать негативных последствий в виде судебных расходов, административных штрафов, а также финансовых потерь, связанных с исполнением незаконного контракта.

 Важные изменения в потребительском кредитовании 

 С 1 сентября 2020 г. заемщик, досрочно исполнивший в полном объеме обязательства по кредитному договору (договору займа), имеет право на возврат части страховой премии, уплаченной в связи с подключением заемщика кредитором к программе личного страхования в качестве застрахованного лица или при самостоятельном заключении заемщиком договора страхования, обеспечивающего исполнение кредитных обязательств. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О потребительском кредите» 27 декабря 2019 г. №483-ФЗ. Денежные средства подлежат возврату на основании заявления заемщика за вычетом суммы, пропорциональной времени, в течение которого на него распространялось страхование, при условии отсутствия в этот период страховых случаев. Это правило не применяется к договорам страхования предмета ипотеки и страхования ответственности ипотечного заемщика и будет применяться к договорам страхования, заключенным после этой даты (с 1 сентября 2020 г.). Также надо иметь ввиду, что законодатель определил, что договором потребительского кредита (займа) может быть предусмотрена возможность увеличения кредитором размера процентной ставки по кредиту (займу) в случае отказа заемщика от участия в программе личного страхования или от самостоятельно заключенного заемщиком договора страхования и неисполнения им содержащейся в кредитном договоре (договоре займа) обязанности по страхованию в течение более 30 календарных дней. Процентная ставка может быть повышена до уровня ставки по договорам потребительского кредита (займа), заключаемым на сопоставимых условиях, но не предусматривающих обязанности по страхованию. 

 Порядок проведения административного расследования по делам о коррупционных правонарушениях 

 Федеральным законом от 02.12.2019 № 409-ФЗ внесены изменения в часть 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой регламентирован порядок проведения административного расследования. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. По общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен в исключительных случаях. С учетом внесенных изменений срок проведения административного расследования по делам о коррупционных административных правонарушениях (статья 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») может быть продлен решением руководителя вышестоящего органа прокуратуры на срок до 12 месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. (п. 5 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ). 

Внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 

 Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. В связи с поэтапным повышением пенсионного возраста, указанные изменения исключают указание на конкретный возраст, по достижении которого, осужденные могут реализовать право на пенсионное обеспечение. В связи с этим увеличен возраст, до достижения которого осужденные, не имеющие профессии, обязаны проходить профессиональное обучение. Также уточнены возрастные ограничения при привлечении осужденных к труду, направлении освобождаемых осужденных в организации социального обслуживания. Федеральный закон вступил в силу с 13 декабря 2019 года. 

 Изменения в семейный кодек Российской Федерации 

Федеральным законом от 06.02.2020 N 10-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 86 Семейного кодекса Российской Федерации" Отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения отнесено к исключительным обстоятельствам, при наличии которых родители могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах на детей. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств, поименованных в пункте 1 статьи 86 СК РФ, каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Данный перечень не является исчерпывающим, но в силу сложившейся практики, применялся исключительно к обстоятельствам, связанным с состоянием здоровья ребенка. Теперь законодателем установлено, что таким обстоятельством является также отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения. Изменения начнут действовать с 17.02.2020.  

Вступили в силу изменения в КоАП РФ, исключающие штраф для предпринимателей за неподачу сведений о застрахованных лицах 

 С 27.12.2019 привлекать индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за предоставление в органы Пенсионного фонда РФ сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, с нарушением требований действующего законодательства нельзя. Конституционным судом РФ еще в начале 2019 года был рассмотрен вопрос о том, правомерно ли дважды привлекать к ответственности предпринимателя за неподачу сведений о застрахованных лицах (форма – СЗВ-М). Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки У.М. Эркеновой об оспаривании административной ответственности за нарушение закрепленной обязанности страхователя представлять в установленный срок полные и достоверные сведения о работающих у него застрахованных лицах. Будучи индивидуальным предпринимателем, У.М. Эркенова в начале 2018 года была дважды привлечена к ответственности за одни и те же фактические обстоятельства. В январе 2018 года Управлением Пенсионного фонда РФ ей назначено наказание в виде штрафа в размере пятисот рублей. В феврале того же года постановлением мирового судьи назначено наказание в виде трехсот рублей. Однако согласно части 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Таким образом, Конституционный суд РФ пришел к выводу, что такая ситуация не соответствует Конституции РФ. В связи с чем, законодателем Федеральным законом от 16.12.2019 № 444-ФЗ исключена административная ответственность по статье 15.33.2 КоАП РФ в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Прежде всего, хозяйствующие субъекты могут оспорить в органы прокуратуры незаконные, по их мнению, положения нормативных правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг или осуществления контрольно-надзорных функций.

 Внесены изменения в законодательство о содержании под стражей женщин, имеющих при себе детей 

 Федеральным законом от 27.12.2019 № 520-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Установлена норма санитарной площади в камере на каждого ребенка в возрасте до трех лет, находящегося вместе с матерью, которая составляет не менее четырех квадратных метров. Кроме того, женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, и беременные женщины должны содержаться отдельно от остальных подозреваемых и обвиняемых. Правовая сущность административного надзора Понятие, основания и правовые последствия установления, продления и отмены административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». С целью предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, а также в целях защиты государственных и общественных интересов, в отношении лиц указанной категории судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности – административное ограничение (надзор). Рассмотрение материалов об установлении административного надзора и принятие решения судом регламентированы главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административные дела данной категории рассматриваются судом по заявлению администрации исправительного учреждения или органа внутренних дел. Административный надзор осуществляется органами внутренних дел в отношении лиц, которые не находятся в их подчинении, и заключается в наблюдении за соблюдением этими лицами возложенных на них судом ограничений и обязанностей. Необходимо отметить, что административный надзор является инструментом поддержания общественного порядка и общественной безопасности, средством предупреждения новых правонарушений, и в том числе со стороны ранее судимых лиц. В соответствии с ч.3 ст.11 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» последствия нарушения административных ограничений или обязанностей поднадзорного лица могут быть административными или уголовно-правовыми. Так, неисполнение обязанностей поднадзорного лица, согласно ст.19.24 КоАП РФ, влечет за собой административное наказание в виде штрафа или административного ареста. За уклонение от административного надзора наступает уголовная ответственность по ст.314.1 УК РФ в виде обязательных, исправительных работ или лишения свободы.


Возврат к списку