Город - общая информация
С 1921 года город являлся столицей Тувинской Народной Республики, затем с 1944 года — Тувинской автономной области РСФСР, c 1961 года — Тувинской АССР и с 1991 года — Республики Тыва.
Географическое положение: Город Кызыл – столица Республики Тыва расположен в Тувинской котловине, у слияния двух рек — Большого Енисея и Малого Енисея, образующих в результате р. Енисей, в 390 км от железнодорожной станции Минусинск. Город располагается в точке географического центра Азии.
Геоэкономическое положение: Специфика Республики Тыва и ее столицы в том, что территория вытянута на юге Сибири по границе с Монголией, и при этом она отделена с запада, севера и востока от остальных регионов Сибири горными хребтами, что затрудняет развитие транспортных коммуникаций и экономическую интеграцию хозяйства в экономику Сибири и страны.
Климатические условия: Город Кызыл приравнен к районам Крайнего Севера. Климат Кызыла сухой резко континентальный. Существенное влияние на климат оказывает нахождение в котловине. Зима (ноябрь-март) суровая, малоснежная (10—20 см), безветренная. Оттепели исключены. Средняя температура января −28,6°C (морозы до −54 °C). Весна короткая. Начинающиеся во второй половине марта дневные оттепели приводят к быстрому сходу снежного покрова к концу месяца. Однако даже в апреле при отсутствии снега температура опускается по ночам до −20°C. В мае быстро устанавливается жаркая погода. Лето жаркое, иногда наблюдаются длительные засухи. Основная масса осадков приходятся на летний период. В мае-июле возможны пыльные бури и ураганы. В августе нередки обильные ливневые осадки, обусловленные Тихоокеанскими циклонами, проникающими сюда со стороны Монголии. В первых числах сентября наблюдаются первые заморозки, хотя днём погода ещё довольно тёплая. До конца сентября наблюдается листопад. В октябре-ноябре до установления снежного покрова суточная температура опускается ниже 0°C (до −20 C), что делает невозможным выращивание озимых и многих плодово-ягодных сельскохозяйственных культур. Снежный покров устанавливается в первой декаде ноября, за чем следует резкое снижение температур до −20 C и ниже.
Территория: Кызыл вместе с пригородами занимает площадь 200,4 кв. км.
Административно - территориальное деление: Город состоит из нескольких микрорайонов: Центральный, Горный, Южный (Горный и Южный — самые молодые микрорайоны города), Восточный и Правобережный; кроме того, к городу относится 3 удалённые части: Строитель — находится в промышленном западном районе города, Спутник — самый южный район города и Кызыл — самый восточный район города (другое название — Ближний Каа-Хем), граничащий с Каа-Хемом, или, как его называют, Дальним Каа-Хемом. На границе расположено самое большое предприятие республики и ТЭК — Кызыльская ТЭЦ.
Население: на 01.01.2021 г. – 109 993 человека (33,3% от общей численности населения Республики Тыва). Кызыл занимает 146 место по численности населения из 1117 городов Российской Федерации.
Город в радиусе
На территории имеются запасы каменного угля Улуг-Хемского угольного бассейна, крупные запасы глин, песков, песчано-гравийного материала.
Через город проходит федеральная трасса М-54 и автомобильное шоссе, выходящее на г. Абаза и далее на Абакан А-161, есть аэропорт и пристань.
На развитие города двойственное влияние оказало строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С одной стороны, в республику и город поступает по 2-м линиям электроэнергия, что позволило в свое время развить промышленные производства и обеспечить потребности населения. С другой стороны, плотина перерезала дешевую транспортную артерию между республикой и остальной территорией Сибири. Речные грузоперевозки, как известно, имеют самые низкие тарифы. Потеряна возможность поставлять на рынок свой лес, дешево завозить комплектующие, горюче-смазочные материалы. В советское время директивная экономика позволяла осуществлять развитие территории при наличии только автомобильного сообщения для грузоперевозок. В рыночном механизме для экономики республики и города дестабилизирующими стали монопольно высокие цены на грузоперевозки, электроэнергию и тепло.
Отсутствие доступной по цене транспортной связи негативно сказалось и продолжает сказываться на жизни горожан. В каждом товаре как произведенном на месте, так и ввезенном в город определяющую долю в затратах составляет транспортная нагрузка, постоянно возрастающая вместе с ростом цен на горюче-смазочные материалы.
В городе остались предприятия жизненно-необходимых отраслей промышленности: электро- и теплоэнергетики, деревообрабатывающей, легкой, пищевой, полиграфической. Условия для бизнеса из-за изолированности, высокого уровня затрат и низкой инвестиционной привлекательности значительно уступают соседним регионам.