ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии
города Кызыла
I. Общие положения
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии г. Кызыла (далее - комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющим координацию и контроль деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными и региональными законами, конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Главы Республики Тыва и Правительства Республики Тыва, а также настоящим Положением.
1.3. Деятельность Комиссии основывается на принципах:
законности; демократизма;
гуманного обращения с несовершеннолетними;
поддержки семьи и взаимодействия с ней;
индивидуального подхода к исправлению поведения несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов.
1.4. Основными задачами Комиссии являются:
1.4.1.осуществление мер, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Тыва по координации деятельности органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
1.4.2. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
1.4.3. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, защиту их от всех форм дискриминации;
1.4.4.социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе, связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
1.4.5. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
II Основные полномочия комиссии
Для решения возложенных задач Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
2.1 принимает участие в разработке муниципальных целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролируют реализацию этих программ;
2.1.1.регулярно информирует мэра г.Кызыла о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних на территории
г. Кызыла;
2.2. совместно с соответствующими органами или учреждениями готовит материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Республики Тыва;
2.3 даёт согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
2.4.при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, даёт согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссия принимает совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
2.5. обеспечивает оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних;
2.5.1. В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождение из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно, в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию необходимых жилищно-бытовых условий.
В отдельных случаях комиссия обращается в соответствующий отдел опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
2.6. применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, Республики Тыва;
2.7. направляет в порядке, установленном законодательством Республики Тыва, в органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления отчёты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г.Кызыла;
2.8. рассматривает в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность за соответствующее правонарушение;
2.9. рассматривает в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы до достижения пятнадцатилетнего возраста, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, после применения мер дисциплинарного воздействия со стороны образовательного учреждения;
2.10 рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Республики Тыва об административной ответственности к компетенции комиссии;
2.11. обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу и морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Республики Тыва.
участвует в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссии и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.12. вносит в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления;
2.12.1. о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее, чем за один месяц до истечения, установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
2.12.2. о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
2.12.3. о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
2.12.4. о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
2.13. даёт совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
2.14. участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.15. вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.16. вносит в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановления Комиссии или непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии;
2.17. осуществляет контроль:
2.17.1. за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в детских домах, других интернатных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также в муниципальных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
2.17.2.за организацией досуга несовершеннолетних по месту жительства, за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях, в учреждениях начального профессионального образования;
2.17.3.за соблюдением законодательства при исключении учащихся из образовательных учреждений;
2.17.4.за соблюдением законодательства при трудоустройстве и увольнении несовершеннолетних;
2.17.4.за состоянием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, но при этом не допускается вмешательство комиссии в оперативно-служебную деятельность подразделений;
2.18. получает безвозмездную, необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
2.19. в пределах своей компетенции может давать официальные разъяснения и вести переписку, иметь бланки со своим наименованием и другим необходимым составом реквизитов, печать, штампы.
2.20. члены Комиссии имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать учреждения государственной и муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних.
2.21. по вопросам, не урегулированным настоящим Положением, деятельность Комиссии регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.
III. Организация работы комиссии
3.1. В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены комиссии.
Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, а также другие заинтересованные лица.
3.2. Комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем мэра по социальным вопросам.
Председатель комиссии:
-осуществляет руководство деятельностью комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач;
-председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
-имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
-представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;
-утверждает повестку заседания комиссии и назначает дату ее заседания;
-дает заместителю председателя, ответственному секретарю, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
-осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает протокол комиссии;
-обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
3.3. Заместитель председателя комиссии:
выполняет поручения председателя комиссии;
исполняют обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
обеспечивают контроль за исполнением протоколов комиссии;
обеспечивают контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.
3.4. Ответственный секретарь комиссии:
осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;
отвечает за ведение делопроизводства комиссии;
оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
осуществляет подготовку и оформление проектов протоколов комиссии;
обеспечивает вручение копий протоколов комиссии.
3.5. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса и о запросе дополнительных материалов по нему;
вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
участвуют в обсуждении протоколов, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам, и голосуют при их принятии;
посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации, Кодексом Республики Тыва об административных правонарушениях;
выполняют поручения председателя комиссии.
3.6. Порядок проведения заседаний комиссии
3.1.1 Комиссии рассматривают материалы:
- по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
- по собственной инициативе;
- по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, образовательных организаций, общественных объединений:
- по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- переданные в порядке, предусмотренном ст. 2.3, 22.3, 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- по заявлению граждан.
3.7.2. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов, может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.
3.7.3. Заседания комиссии правомочно, если на нём присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.
Председательствует на заседании комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя или член комиссии.
3.7.4. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
3.7.5. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия может рассмотреть в их отсутствие при условии, что указанные лица были соответствующим образом извещены, и ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.
3.7.6. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
3.7..7. В начале заседаний комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. Объясняет права и обязанности гражданам, в отношении кого рассматривается материал. После этого оглашаются необходимые документы, зачитываются поступившие материалы, а также выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
3.7.8.Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего или его законных представителей. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания комиссии.
3.7.9. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего комиссия с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.
3.7.10. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, должен участвовать педагог.
3.7.11. На время выяснения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
3.7.12.Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.
3.7.13.Решение комиссии оформляется в форме постановлений.
3.7.14.В постановлении указывается:
а) наименование комиссии;
б) дата заседания комиссии;
в) время и место проведения заседания;
г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
ж) содержание рассматриваемого вопроса;
з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
3.7.15. Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.
3.7.16. Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
3.7.17.Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Республики Тыва.
3.7.18. Комиссия имеет бланк со своим наименованием.
3.8. Представления комиссии
3.8.1. В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов на заседаниях комиссии может быть решение о направлении представления в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующие представления.
3.8.2. Должностные лица в отношении, которых вынесены представления, в течение месяца со дня получения представлений комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
Непринятие указанных мер влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, Республики Тыва.
4.Заключительное положение
4.1.Комиссия подотчетна выборным должностным лицам местного самоуправления, Межведомственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва.
4.2.Финансовое и материальное обеспечение комиссии
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств Республиканского бюджета